
Звонок из банка» Потерпевшему поступает телефонный звонок от имени сотрудника банка, который сообщает сведения об оформлении кредитной заявки на имя собеседника, настаивает на получении данного кредита в целях закрытия заявки и невозможности дальнейшего получения мошенниками второго кредита в рамках отведенного для клиента кредитного лимита, полученные денежные средства собеседник просит оперативно перевести на «безопасный, резервный, специальный» счет для обеспечения их сохранности. В результате потерпевший переводит деньги мошенникам, телефонный номер оказывается недоступным, контакт прерывается. «Родственник в беде» Вторым способом мошенничества из числа распространенных является мнимое спасение родственника, попавшего в сложную жизненную ситуацию, а именно поступает телефонный звонок, собеседник представляется сотрудником правоохранительных органов, сообщает, например, о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем во вине его близкого родственника и о возможности избежать уголовной ответственности за определенное вознаграждение. Деньги просят передать сотруднику, который прибудет к потерпевшему. О разговоре просят никому не сообщать, чтобы еще больше не навредить родственнику или ссылаясь на тайну следствия. В данной схеме для передачи денежных средств в большинстве случаев используются курьеры. «Инвестиции» Следующим способом мошенничества является желание граждан получить быструю прибыль от инвестиционной деятельности. Потерпевший в интернете находит организацию, от имени которой распространяется информация об осуществлении легальной деятельности финансового посредника (форекс-дилера). Лицо, выступая от имени такой компании, злоупотребляя доверием граждан к легальным финансовым институтам, обещая им получение высоких доходов путем торговли на международном финансовом рынке, предлагает перечислить денежные средства на счета определенных организаций, после чего денежные средства похищаются, общение с гражданами прекращается. «Сайты – двойники» Для входа в онлайн-банкинг вы вводите его название в поисковике и переходите по ссылке, внешний интерфейс страницы очень похож с тем, который вы привыкли видеть, далее вводите свои данные для входа в онлайнбанкинг или данные банковской карты. После ввода всех данных появляется сообщение об «ошибке оплаты». Аналогичная ситуация может возникнуть в сайтами-двойниками известных онлайн-ритейлеров, маркетплейсов. «Фейковые объявления» На известных сайтах «Авито», «Юла» и других размещаются объявления о продаже техники, автозапчастей, сдаче загородного дома в аренду на праздники/выходные. При выходе на продавца предлагается перейти для обсуждения деталей сделки и цены в другой мессенджер, перевести оплату за товар/аренду в полном объеме (или частично) через мобильный банк. После чего ваш номер заносится в «черный список», технику/запчасти вы не получаете, объекта недвижимости, запланированного к аренде, не существует. «Измена Родине» В связи с проведением СВО, преступники звонят клиенту банка по телефону и представляются сотрудниками ФСБ. После этого они утверждают, что сотрудник банка выкрал персональные данные клиента и теперь от его лица переводит деньги на поддержку украинской армии. При этом злоумышленники убеждают человека, что если срочно не предпринять никаких действий, тот может быть привлечен к уголовной ответственности за измену Родине. Так мошенники вынуждают жертву подключиться к ложной службе безопасности банка и перевести деньги на их счета. В результате жертва не только переводит злоумышленникам собственные средства, но и, находясь в состоянии повышенной тревоги, берет кредиты и также перечисляет эти суммы мошенникам. «Сообщения в соцсетях» В популярных социальных сетях приходят сообщения от друзей, знакомых с просьбой занять в долго, при этом присылают банковские карты с именем знакомого, но с другим номером карты либо сообщения о проведении каких-либо акций с выигрышем денежных средств. «Установите приложение» Выявлен случай, когда преступник представляется работником банка и во избежание оформления кредита на имя потерпевшего просит установить приложение «RustDeskRemoteDesktop», после чего удаленно неизвестные лица оформляют на потерпевшего кредит и переводят средства на различные счета. Приложение «My account» «Госуслуги» Поступает звонок с неизвестного номера, мошенник представляется сотрудником службы «Госуслуги» и сообщает, что неизвестные преступники пытаются оформить кредит на имя потерпевшего, и для сохранности необходимо перевести деньги на резервный счет «Сообщение от коллеги, руководителя» Потерпевшему приходит сообщение в мессенджер с незнакомого номера. Преступник представляется коллегой или руководителем, предупреждает о скором звонке из правоохранительных органов. Нередки случаи, когда посредством мессенджера вместо текстового сообщение приходит голосовое сообщение, в котором с использованием нейросети злоумышленники воспроизводят голос знакомого или руководителя. Далее преступники представляются сотрудниками ОВД и настоятельно призывают к сотрудничеству, после этого звонят якобы представители финансовых организаций и просят перевести деньги на определенную карту. «Звонок от оператора связи» Под видом специалистов известных телекоммуникационных компаний мошенники стараются получить доступ к аккаунту человека на «Госуслугах». Злоумышленник звонит жертве и утверждает, что действующий договор заканчивается и его необходимо продлить, иначе номер передадут другому абоненту. При этом мошенники уверяют, что все можно сделать по телефону и не идти в офис, достаточно продиктовать код из СМС, перейти по ссылке, где вести еще один код. Таким образом человек путем обмана предоставляет мошенникам данные для входа в личный кабинет «Госуслуг». «ЭнергосбыТ+» Поступает звонок на телефон потерпевшего, представляются сотрудниками «Энергосбыта», предлагают заменить счетчики, после чего на телефон поступает СМС с кодом, который мошенник просит назвать. Далее поступает звонок якобы от «Госуслуг», сообщают что мошенники хотят взломать личный кабинет и что необходимо перевести все денежные средства на «безопасный счет». «Звонок из страховой компании» Злоумышленники звонят гражданам и представляются сотрудниками страховой компании и сообщают об окончании действия медицинского полиса, и что для его продления необходимо назвать код из СМС- сообщения, в котором также указан телефон «Госуслуг» для связи. Далее гражданин называет код мошенникам и перезванивает на номер телефона из СМС. Потерпевшему отвечают мошенники, якобы сотрудники портала «Госуслуги» и сообщают что мошенники взломали его личный кабинет и пытаются оформить на его имя кредиты и необходимо перевести деньги на «безопасный счет». Под влиянием обмана гражданин переводит свои и кредитные денежные средства на счета мошенников. «Вирус Mamont» Посредством мессенджера «Телеграмм» мошенники рассылают ссылки используя недосказанные сообщения, с целью заинтересовать человека перейти по ссылке (например, «Твои фото»). При переходе на подобную ссылку (открытие файла) на используемом устройстве распространяется вирус, который в автоматическом режиме завладевает личными данными и рассылает спам-сообщения от имени владельца устройства. Кроме того, данный вирус передает личные данные гражданина мошенникам, с последующей возможностью оформления кредитных договоров, хищения денежные средств со счетов. Старший помощник прокурора района младший советник юстиции С.И. Кондренков