
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
Законопроект о расширении перечня экономически значимых организаций подготовлен ко второму чтению
Проект Федерального закона N 475202-8 внесении изменений в Федеральный закон особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми ОРТНИЗЩИЯМИ”, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (О внесении изменений в Федеральный закон особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями”)” (текст ко второму чтению)
К таким организациям предлагается отнести: структуры, сервисы которых используют более 2 млн человек; общества, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по управлению ценными бумагами, оказывающие существенное влияние на обеспечение стабильности и развитие финансового рынка РФ, с совокупной стоимостью имущества более 400 млрд рублей и количеством клиентов не менее 300 тысяч человек; общества, обладающие правом (лицензией) на пользование недрами на территории РФ (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых), с количеством работников более 500 человек.
Также предусматривается, что решением Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в определенных случаях может быть продлен срок (не более чем на один год), в течение которого иностранное юридическое лицо подлежит исключению из реестра иностранных юридических лиц в государстве или на территории своего личного закона.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
С 1 января 2024 года устанавливаются критерии определения уровня владения соотечественником русским языком
[5 Приказ мвд России от 09.11.2023 843 организации работы комиссий по признанию соотечественников владеющими русским языком“ Зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2023 N 76385.
Утверждены, в числе прочего, порядок формирования и работы комиссий по признанию соотечественников владеющими русским языком, требования к специалистам, входящим в состав указанных комиссий, правила проведения собеседования, требования к форме заявления о признании соотечественника владеющим русским языком.
Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере электронной подписи
Приказ Минцифры России от 13.11.2023 ТЧ 979 внесении изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере электронной подписи, утвержденный приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 7 декабря 2021 г. N 1312”
Зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2023 76392.
Таким индикатором, в числе прочего, является также увеличение за календарный год более чем в 10 раз, но не менее чем на 10 тысяч, количества выданных квалифицированных сертификатов, сведения о которых направлены аккредитованным удостоверяющим центром в единую систему идентификации и аутентификации, по сравнению с аналогичным периодом за предыдущий год.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
В случае взыскания компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, если ранее по иску другого правообладателя с нарушителя в связи с размещением на товарах того же обозначения была взыскана аналогичная компенсация, должна быть обеспечена (в том числе при аффилированности правообладателей) возможность снижения ее размера, при условии, что размер подлежащей выплате компенсации превышает размер причиненных правообладателю убытков
Сј Постановление Конституционного Суда РФ от 14.12.2023 N 57-П делу о проверке конституционности пункта З статьи 1252 и подпункта 2 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Суда по интеллектуальным правам“
Не соответствующими Конституции РФ признаны пункт З статьи 1252 и подпункт 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ в той мере, в какой они при рассмотрении судом требования о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарныи знак, если ранее по иску другого правообладателя с нарушителя в связи с размещением на товаре того же обозначения была взыскана компенсация за нарушение исключительного права на сходный до степени смешения товарный знак, рассчитанная в двукратном размере стоимости тех же товаров, не позволяют, в том числе при аффилированности таких правообладателей, снизить размер компенсации или отказать в ее взыскании.
Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего Постановления.
Впредь до внесения в гражданское законодательство изменений, вытекающих из настоящего Постановления, суды в случае взыскания компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, если ранее по иску другого правообладателя с нарушителя в связи с размещением на товарах того же обозначения была взыскана компенсация за нарушение исключительного права на сходный до степени смешения товарный знак, рассчитанная в двукратном размере стоимости тех же товаров, не могут быть лишены возможности учесть все значимые для дела обстоятельства, включая характер допущенного нарушения и его последствия для правообладателя, наличие и степень аффилированности правообладателей, и при несоответствии размера компенсации, в том числе с учетом ранее взысканной по иску другого правообладателя, требованию справедливости и равенства на основании заявления ответчика снизить размер компенсации ниже установленной подпунктом 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ величины таким образом, чтобы с учетом обстоятельств дела найти разумный баланс между справедливостью (соразмерностью) совокупного размера компенсаций с нарушителя и сопоставимостью между собой полученного правообладателями, по крайней мере если наличие у них прав на данные средства индивидуализации не связано с их аффилированностью. В случае установления судом наличия между данным правообладателем и тем правообладателем, по иску которого ранее была взыскана компенсация, либо в отношениях третьего лица с ними влияния в форме контроля и отсутствия разумных экономических оснований предоставления правообладателем другим лицам согласия на регистрацию сходных до степени смешения товарных знаков, кроме как в целях использования такого правообладания исключительно как способа обогащения, во взыскании с нарушителя компенсации может быть отказано. Это во всяком случае не исключает взыскания с нарушителя исключительного права на товарный знак поддающихся исчислению с разумной степенью достоверности убытков каждого правообладателя.
труд И ЗАНЯТОСТЬ
С 1 сентября 2024 года устанавливается новый профстандарт ” Маркетолог”
Приказ Минтруда России от 08.11.2023 790н ”06 утверждении профессионального стандарта ”Маркетолог" Зарегистрировано в Минюсте России 12.12.2023 76349.
Основная цель вида профессиональной деятельности: разработка комплекса мер и подходов к ведению бизнеса, обеспечивающих организацию маркетинговой деятельности и эффективное управление ею.
Предусмотрены требования к образованию и обучению и другие характеристики.
Утратит силу аналогичный приказ Минтруда от 04.06.2018 N 366н.
ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
Предлагается создать реестр объектов капитального строительства, построенных (приобретенных) за счет средств федерального бюджета
С) Проект Федерального закона 506239-8 внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации)“ (текст ко второму чтению)
Законопроектом в рамках перехода от формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы (ФАРШ) к комплексной госпрограмме ”Строительство” предусматривается создание реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета.
Порядок формирования и ведения Реестра установит Правительство РФ.
Наличие сведений об объекте в реестре будет условием включения в закон о федеральном бюджете ассигнований на его строительство (реконструкцию) или приобретение.
Законопроектом на 2024 год продлевается право Правительства на предоставление господдержки компаниям с долей участия офшорных компаний в совокупности более 2594.
Кроме того, внесена поправка, согласно которой субъекты вправе возвращать бюджетные кредиты до 31 января очередного финансового года, а не до ”последнего рабочего дня текущего финансового года".
Утверждены методические рекомендации по оценке действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий
Приказ Минфина России от 30.11.2023 532 ”06 утверждении методических рекомендаций по оценке действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствиЙ”
Методические рекомендации разработаны в целях оценки выявляемых нарушений, имеющих признаки неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств.
Рекомендации не содержат обязательных требований, не устанавливают правовых норм и носят разъяснительный характер.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Внесены изменения в порядок расчета макропруденциальных лимитов
Указание Банка России от 16.10.2023 6578-У
”О внесении изменений в пункты 5 и 9 Указания Банка России от 24 декабря 2021 года 6037-У” Зарегистрировано в Минюсте России 08.12.2023 76334.
Уточнено, в частности, что макропруденциальные лимиты устанавливаются с учетом определяемых на основании решения Совета директоров числовых значений показателя долговой нагрузки заемщика, рассчитываемого в соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 21 декабря 2013 года 353-ФЗ потребительском кредите (займе)".
Настоящее Указание подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с 1 января 2024 года.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
Минфин информирует о предоставлении права политическим партиям и их региональным отделениям применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и предоставления отчетности
Информационное сообщение Минфина России от 13.12.2023 N ИС-учет-49 ”Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии“
Это право предусмотрено Федеральным законом от 12 декабря 2023 г. N 579ФЗ и реализуется политическими партиями независимо от того, что их бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту.
Составить первую упрощенную годовую бухгалтерскую отчетность можно начиная с отчетности за 2023 год.
Решение о применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета предполагает изменение учетной политики организации. Последствия принятия такого решения отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с пунктом 15.1 ПБУ 1/2008.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Обновлены рекомендации по классификации аварийно опасных происшествий на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса
Приказ Ростехнадзора от 20.11.2023 410 ”06 утверждении руководства по безопасности ”Методические рекомендации по классификации аварийно опасных происшествий на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса“
Признан утратившим силу приказ Ростехнадзора от 24.01.2018 29, регулирующий аналогичные правоотношения.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
С 1 сентября 2025 г. устанавливается форма генетического паспорта
Приказ Минсельхоз России от 26.10.2023 814
утверждении формы генетического паспорта“ Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2023 76367.
В форме генетического паспорта указываются наименование сорта или гибрида сельскохозяйственного растения, класс, категория, вид, подвид, генотип, белковые и (или) ДНК-маркеры, идентифицирующие сорт семян сельскохозяйственного растения.